http://uploads.ru/i/3/B/C/3BCjD.jpg

Абстрактное искусство (от лат. abstractus - отвлечённый), абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа абстрактного искусства полностью порывает с общественными и познавательными задачами художественного творчества, является крайним проявлением индивидуалистических, субъективистских тенденций буржуазного искусства. Практика абстрактного искусства сводится к созданию с помощью отвлеченных элементов художественной формы (цветовое пятно, линия, фактура, объём и т. д.) неизобразительных композиций, импульсивно-стихийных либо рационалистически упорядоченных.

http://uploads.ru/i/v/U/y/vUyw8.jpg

Абстрактное искусство возникло в 1910-13 гг. в ходе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. Первые его образцы создали работавший в Германии В. В. Кандинский, француз Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чех Ф. Купка, некоторые итальянские футуристы (У. Боччони и др.), в России - К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова, в Нидерландах - представители неопластицизма (П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг и др.). Работавшие в Париже украинец А. П. Архипенко, румын К. Брынкуши и др. обратились несколько позже к опытам абстрактной скульптуры. После 1-й мировой войны 1914-18 тенденции абстрактного искусства зачастую проявлялись в отдельных произведениях представителей дадаизма и сюрреализма, вместе с тем определилось стремление найти применение неизобразительным формам в архитектуре, декоративном искусстве, дизайне (эксперименты группы "Стиль" и "Баухауза"), строить их по математическим и инженерным принципам (конструкции В. Е. Татлина, А. Певзнера и Н. Габо).

http://uploads.ru/i/C/R/f/CRfa5.jpg

Группа советских художников (Татлин, Л. С. Попова и др.), видя несоответствие программ абстрактного искусства целям советской культуры, перешла к практической работе в прикладном искусстве и дизайне. Несколько групп абстрактного искусства ("Конкретное искусство", 1930; "Круг и квадрат", 1930; "Абстракция и творчество", 1931), объединивших художников различных национальностей и направлений, возникло в начале 30-х гг., главным образом во Франции. Однако широкого распространения абстрактное искусство в то время не получило, и к середине 30-х гг. группы распались. В годы 2-й мировой войны 1939-45 в США возникла школа так называемого абстрактного экспрессионизма (живописцы Дж. Поллок, М. Тоби и др.), развивавшегося после войны во многих странах (под названием ташизма или "бесформенного искусства") и провозгласившего своим методом "чистый психический автоматизм" и субъективную подсознательную импульсивность творчества, культ неожиданных цветовых и фактурных сочетаний. В 50-х гг. абстрактное искусство стало в буржуазных странах привилегированным и воинствующим направлением, стремящимся к абсолютному господству в художественной жизни. В 60-х гг. как один из вариантов абстрактного искусства развивался оп-арт; вместе с тем в этот период абстрактное искусство как течение
теряет свои позиции и вытесняется различными направлениями, обращающимися к предмету и изображению.

http://uploads.ru/i/6/e/s/6eshf.jpg